Региональные фонды капремонта: без руля, но с большими деньгами

Как вышло, что деньгами, которые мы перечисляем за капремонт, распоряжается структура, которая ни перед кем не отчитывается?

По данным Минстроя, треть региональных операторов по капремонту не прошла профессиональную аттестацию. Между тем именно в их руках теперь сосредоточены огромные средства, которые собираются на капитальный ремонт наших с вами домов. О сложившейся ситуации мы побеседовали с членом регионального штаба Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге, руководителем региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» Павлом СОЗИНОВЫМ.

 

В руках региональных фондов капремонта сосредоточена огромная власть

Фонд капремонта занимается не только сбором денег, но еще и организацией самих ремонтных работ, — отметил Павел Борисович. — Кроме того, он же выступает в качестве заказчика.

Сегодня деятельность регоператора — это деятельность регионального монополиста, который заведует всем и вся в области капремонта. И здесь, как Вы понимаете, возникает масса возможностей для злоупотреблений.

Смотрите, какая картина получается: вы перечисляете средства на капремонт. Они почему-то накапливаются на счетах небюджетной, достаточно закрытой организации, которая дальше ими и распоряжается.

Это организация с собственным управлением, которое, мягко говоря, не является прозрачным. Она же нанимает подрядчика, (собственно, ей ничто не мешает быть с ним аффилированной), следит за расходованием полученных средств. Более того, сама же принимает отремонтированный объект и осуществляет технический контроль капремонта.

 

— Получается, наш региональный оператор сосредоточил в своих руках неограниченную власть…

— Совершенно верно. И что самое опасное: нет надлежащего контроля! Он ни перед кем не отчитывается, кроме как перед самим собой.

 

П. Созинов: «Сегодня деятельность регоператора — это деятельность регионального монополиста, который заведует всем и вся в области капремонта. И здесь возникает масса возможностей для злоупотреблений. Вот модель сегодняшней работы регионального фонда капремонта как закрытой, «непроницаемой» структуры»

 

— Ну, наверное, некоторыми знаниями в области строительства они все- таки должны обладать…

— Безусловно. Однако не все считают, что им это необходимо.

По Градостроительному кодексу подавляющее большинство видов работ капремонта не должны проходить экспертизу, не имеют проекта. Каждый региональный оператор составляет  техническое задание так, как считает нужным. И точно так же «рисуются» сметы, с оглядкой на некие региональные нормативы.

 

Без надзора

— Насколько известно, уже накопилась масса жалоб на деятельность региональных операторов…

— Скажу по своему региону — Санкт-Петербургу. Недавно мы выезжали по жалобе в Петроградский район. Побывали на двух объектах, на которых предполагался ремонт кровли в рамках программы  капремонта.

Вместе с представителями управляющей компании и госжилинспекции смотрели, что сделано. Туда завезли материалы, определили фронт работ. И что же? Подрядчик, выигравший конкурс, несколько дней потоптался на площадке — и исчез. А время идет, есть же определенные сроки выполнения работ…

Однако фонд капитального ремонта эта ситуация почему-то не озаботила. Более того, применяется масса уловок для того, чтобы отчитаться о проделанной работе. Красят, например, фасады зимой, в морозы, когда этого делать категорически нельзя. Весной от зимнего ремонта ничего не остается, все надо ремонтировать заново.

Есть случаи, когда подрядчики бросают «недоремонтированные» объекты, и управляющим компаниям потом, с помощью средств, выделенных на текущий ремонт, приходится залатывать дыры. Завершать, например, покраску фасада.

Вот недавний питерский случай. В одном из домов в рамках капремонта сняли батареи и забыли об этом: люди в холода мерзли в своих квартирах.

 

— И управляющие компании за них послушно все это доделывают?

— А что им еще остается? Они в ответе за жилой фонд, который за ними закреплен. У них на руках предписание жилищной инспекции. Они боятся за свою репутацию, за то, что у них отнимут лицензию.

Ведь по закону управляющая компания теперь отвечает за все, что происходит в доме, в том числе и за капремонт.

Другое дело, что представителей УК в эту «капремонтную» кухню не очень-то пускают. Управляющие компании зачастую не участвуют ни в формировании технического задания по конкретному дому, ни в строительном контроле капремонта. Зато, если есть какие-то недоделки, все «списывается» на их недоработки.

 

П. Созинов: «Управляющие компании зачастую не участвуют ни в формировании технического задания по конкретному дому, ни в строительном контроле капремонта. Зато, если есть какие-то недоделки, все «списывается» на их недоработки»

 

В каждом конкретном случае нам приходится обращаться в сам фонд капремонта — у нас нет никакого другого органа, кроме прокуратуры, куда мы еще можем обратиться. По идее, это могла бы быть служба госстройнадзора. Но капремонт у нас не отнесен к видам работ, требующим обязательного строительного надзора.

Фактически сегодня в лице фондов мы вскормили региональных монстров.

 

Технико-экономический паспорт дома часто не соответствует действительности

— Любопытно, есть ли статистика, сколько домов уже отремонтировано по этой программе?

— В Санкт-Петербурге по плану нужно ремонтировать до 2 тыс. домов в год. Вроде бы немало. Несмотря на то, что за 10 лет капремонтом можно охватить весь Санкт-Петербург, количество немногим превышает 20 тыс. зданий. Но этот ремонт нельзя признать комплексным: в действительности он не будет носить капитальный характер.

Я повторяю, в доме проводится капремонт, но он не затрагивает всех поврежденных конструктивных элементов и инженерных систем зданий. То есть речь идет о выборочном ремонте, который может затрагивать только, например, ремонт фасадов. А ремонт инженерных сетей может оказаться отнесен на несколько лет. Но цифры прошедших капремонт домов почему-то везде разнятся.

Кроме того, данные о себе региональные фонды размещают в заявительном режиме, их достоверность вызывает сомнения. Если вы зайдете на сайт «Реформа ЖКХ», то увидите, что по многим объектам в Петербурге данных нет. Или они предоставлены не полностью.

Мы выезжали по обращениям граждан, и часто оказывалось, что технические паспорта не соответствуют действительному положению дел.

 

П. Созинов: «У нас капитальный ремонт выборочный. Причем по отдельным видам работ. Есть нарушения последовательности видов работ. Я уже не говорю о координации между текущим и капитальным ремонтом. Этого вообще никто не учитывает. Про техническое задание не буду даже рассказывать»

 

Что получается в результате таких ошибок? Допустим, пришли на дом кровельщики, и оказалось, что объем работ не соответствует заявленному — площадь крыши оказалась больше.

А ведь это дополнительные (неучтенные!) расходы. Кто должен их нести? Подрядчик, оказавшийся в такой некорректной ситуации? А он уже выиграл этот тендер.

Скорее всего в подобных ситуациях подрядчик просто откажется от такого заказа.

 

Никто не думает о соответствии текущего и капитального ремонта

— А как определяется очередность ремонта домов: какой дом будет ремонтироваться первым, какой в серединке, а какой может еще и подождать?

— Вы знаете, тут тоже очень странная ситуация. Еще раз повторю, у нас капитальный ремонт выборочный. Причем по отдельным видам работ. Если мы говорим о капремонте, то и здесь есть нарушения последовательности видов работ. Сегодня мы, допустим, демонтируем трубы горячего водоснабжения, ставим другие и забываем про них. Жители делают косметический ремонт.

А дальше приходят следующие строители, снова ломают и ставят трубы — теперь уже холодного водоснабжения (вот, мол, мы пришли вас осчастливить). Им говорят: «Ребята, как же так? Почему нельзя было сразу?»

Я уже не говорю о координации между текущим и капитальным ремонтом, о чем упоминал выше. Этого вообще никто не учитывает. То есть, допустим, у вас красят подъезд. Ну, красят и красят — текущий ремонт. Следом приходят новые товарищи и все рушат: «А у нас заявка на капремонт инженерных сетей в этом доме!». Тут полная несогласованность…

Про техническое задание не буду даже рассказывать. Нет проекта — нет сметы, прошедшей обязательную госэкспертизу. Отсюда и качество, которое мы имеем.

 

— Грустно…

— Уже не грустно, если мы с вами это понимаем. Работа по выявлению таких проблем только началась. Необходимо, чтобы появился механизм фондирования этих работ.

Дальше нужно просто работать: ежедневно и ежечасно. Добиваться того, чтобы деятельность таких структур, как фонд капитального ремонта, была максимально открытой и прозрачной.

 

— Павел Борисович, так что же все-таки нужно конкретно сделать, чтобы устранить все эти перекосы, связанные с капремонтом и деятельностью региональных фондов?

— Во-первых, нужно четко раскрыть понятие видов работ, зафиксировав, что большая часть работ, связанных с капремонтом, — это общестроительные работы. Одна эта, казалось бы, маленькая поправка повлечет за собой спасительные изменения: общестроительный формат уже будет предполагать и строительную экспертизу, и строительный надзор.

Еще одна болевая точка — ценообразование. Должно быть введено обязательное сметное нормирование капремонта. И, конечно, торги по выбору подрядной организации надо сделать открытыми и понятными для всех.

Что же касается самих региональных фондов капремонта, то здесь два пути. Во-первых, безусловно, необходимо усилить их прозрачность, а во-вторых — определиться с контрольно-надзорными функциями за самими этими фондами.

С прозрачностью, возможно, будет лучше, когда в полную силу заработает новый сайт «ГИС ЖКХ». Пока, к сожалению, три четверти позиций, которые заявлены на этом сайте, не работают или грузятся крайне медленно.

Ну, а функцию надзора, думаю, мог бы эффективно осуществлять попечительский совет фонда, состав которого нужно расширить, добавив туда представителей общественности и собственников.

 Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

 

 


Источник

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *