Какие новшества в архитектуру новых станций метро привнесли конкурсы

В судьбе московского метро наступает новый этап?

По московскому метро можно изучать историю российской архитектуры. Пафосный ампир с лепниной и колоннадами сталинских времен. Донельзя унифицированные 60—70-е годы прошлого века, с минимумом декора и простотой, доходящей до аскетизма. Дальше вообще какой-то провал, когда метро или не строили вообще, или строили очень мало. И вот в судьбе столичного метрополитена, кажется, наступил новый этап: свежий архитектурный ветер принес яркие цвета, необычные конструктивные решения, желание поражать и даже эпатировать.

 

Поземка должна рождать правильные эмоции

Во всяком случае, на недавнем фестивале Метрофест, посвященном городскому рельсовому транспорту, который проходил в столичном культурном центре Digital October, стало окончательно ясно: московское метро ждут большие перемены.

До 2020 года Москве предстоит построить 79 новых станций. Предполагается, что большая часть проектов будет отобрана на конкурсной основе. В минувший четверг уже были представлены два конкурсных проекта: станций Терехово (авторы — коллектив BuroMoscow) и Нижние Мневники (архбюро Тимура Башкаева).

Дизайн станции «Терехово». Коллектив BuroMoscow

Казалось бы, метро и так вполне востребовано. Ежедневно московская подземка перевозит 9 млн пассажиров. Так зачем же прилагать усилия, чтобы сделать этот вид транспорта еще комфортнее и эффектнее, поднять его до уровня высокого искусства, наконец?

— Не надо забывать: все, что нас окружает, напрямую влияет на нас и на нашу жизнь, — напоминает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Люди эмоционально, порой даже «травматически» реагируют на то, что видят. Поэтому крайне важно, чтобы места массового пребывания «вкладывали» в нас правильные мысли и эмоции.

Так что архитекторов неслучайно заботит то, с каким настроением человек в метро войдет и с каким из него выйдет. Получается, качественное метро может изменить и качество нашей жизни!

Дизайн станции «Терехово». Коллектив BuroMoscow

Если относиться к метро как к искусству, то нужно начать, конечно, с полномасштабного возвращения конкурсной практики в проектирование станций метрополитена.

Да, конкурсные проекты не всегда были удачны и даже не всегда реализовывались. Но, по словам Сергея Кузнецова, даже если окончательное решение не соответствовало первоначальному конкурсному проекту, оно все равно получалось очень качественным. Потому что, когда объявляется конкурс, участники очень подробно прорабатывают все составные части проекта, буквально до мельчайших деталей.

Новый и успевший закрепиться тренд — связывание станции с топонимикой конкретного места. Так, в Тропарево возникла тема дерева, в Румянцево — мозаики из разноцветных прямоугольников, в Солнцево — «перфорированная» структура стен и крыши входного павильона, напоминающая множество солнц.

 

Метро — это шахта или дворец?

Когда в 1930-е годы строились самые первые станции метро, архитекторам и проектировщикам не с чем было сравнивать: образцов-то у нас просто-напросто не существовало. То есть, сначала надо было представить, а как это вообще может выглядеть, на что это может быть похоже — на шахту, пещеру или… дворец?

Сейчас это кажется странным. Но в те годы самой главной задачей, стоявшей перед метростроителями, было привлечь горожан вниз, под землю. Люди просто боялись спускаться на эскалаторе, а потом еще ехать на поезде на большой глубине.

Именно поэтому проектировщики старались максимально приблизить метро к человеческим масштабам и человеческому пониманию, сделать его «не страшным». Отсюда — дворцы под землей, сглаженные формы, много света…

Сейчас, когда метро стало самым привычным видом транспорта, архитекторы могут позволить себе немножко поэпатировать публику.

А вот пассажир 1930-х годов, наверное, кинулся бы вон со станции в желто-рыже-бежево-коньячных тонах (именно такой проект сделан для одной из новых станций, которая уже строится).

Дизайн станции «Нижние Мневники». Архитектурное бюро Т. Башкаева

Или вот еще одна новая версия — станция Нижние Мневники, которую представило бюро Тимура Башкаева. Мощные, в три обхвата, колонны перемежаются с черными массивами опор. В этих декорациях вполне можно ставить что-нибудь из Шекспира — настолько театрально и пафосно все выглядит. У того же пассажира сталинских времен, наверное, учащенно забилось бы сердце от пребывания в таком нестандартном интерьере.

Тимур не стал скрывать: «Это был эксперимент: получится ли с помощью минимума художественных средств выразить задуманное».

Дизайн станции «Нижние Мневники». Архитектурное бюро Т. Башкаева

Между тем жюри нынешнего конкурса выбрало именно этот проект. Мотивация: архитектура метро нуждается в простых, но выразительных формах.

Кроме того, немаловажным, видимо, оказалось и то, что станция вписалась в достаточно скромную смету, которая была определена техническим заданием. Действительно, в простоте авторской задумке не откажешь: из материалов здесь использованы, кажется, только бетон (правда, цветной) и гранит.

Дизайн станции «Нижние Мневники». Архитектурное бюро Т. Башкаева

Впрочем, признаемся, что проект понравился не всем. Уж слишком очевидным некоторым кажется предложенное решение. Оно напоминает сооружение из детских кубиков, когда на несколько цилиндров водружается длинная плашка — вот вам и все строение. Но тот факт, что «протяженная» форма станции, собственно, как и ее красно-черное решение, необычны для метро, отмечают все.

Так или иначе, конкурсный процесс на московском метро пошел. А значит необычные, «незамыленные» решения нам уж точно обеспечены.

Елена МАЦЕЙКО

Фото archi.ru


Источник

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *