Для чего у московских высоток появится новое освещение

Благодаря известному немецкому светодизайнеру Карстену Винкельсу знаменитые московские высотки ночью будут «ложиться спать», а утром — «пробуждаться»

Сталинские высотки — культовые здания Москвы. Построенные более 60 лет назад, они до сих пор являются главными доминантами столичного ландшафта. Недавно в рамках фестиваля «Световая архитектура», проходившего под эгидой Союза московских архитекторов, известный немецкий светодизайнер представил новую концепцию освещения сталинских высоток.  


Вдохновлялся Карстен Винкельс при этом, как он сам признался, картинами старых мастеров. 2015 год объявлен Годом света и световых технологий, поэтому инициатива немецкого архитектора пришлась как нельзя кстати. Особенно если вспомнить, что до 1990-х годов прошлого века ночные силуэты высоток глаз, мягко говоря, не радовали: здания нависали над столицей мрачными темными громадами.


Впервые легендарные «сталинки» осветили 20 лет назад. Группа архитекторов и светодизайнеров разработала специальное архитектурное освещение для семи «высоких дам». С тех пор немало воды утекло. И сегодня прежняя концепция успела устареть, она уже не соответствует современному, значительно «подросшему», уровню светотехники. Автор новой концепции попытался совместить традицию и новые тренды в области световой архитектуры.


 


Что немцу хорошо…

Карстен Винкельс — известный специалист в области архитектурного освещения. До Москвы успел поработать в США, Китае, Германии. Крупнейший его проект в Европе — мастер-план освещения Дрездена. Сейчас он работает над проектами в нашей стране, руководит целым коллективом российских светодизайнеров. Кстати, в Москве пока нет единого мастер-плана по освещению города, за последние годы в этом направлении сделано колоссально много.


— Когда мне предложили заняться проектом единой световой среды для сталинских высоток, я понял, что это уникальный шанс, который дается архитектору раз в жизни, — признается светодизайнер.



Жилой дом на Кудринской площади


Карстен Винкельс хоть и немец по происхождению, но к ответственной задаче подошел чисто по-русски. Отодвинув на задний план всевозможные светотехнические премудрости, решил мыслить образами. Буквально для каждой из семи высотных «гранд-дам» был придуман свой образный ряд. Высотка на Кудринской площади, например, «превратилась» в Царевну-Лебедь с картины Врубеля.


— Присмотритесь, она такая изящная, белоснежная, и правда, чем-то похожа на врубелевскую Царевну, — говорит светодизайнер.



А здание Московского университета всей своей мощью и державностью очень напоминает известный портрет Петра Первого. — Обратите внимание, подсветка на фасаде университета, которую мы придумали, «отсылает» к тому самому портрету, с терракотово-алой драпировкой, — поясняет Винкельс.


При взгляде на гостиницу «Украина», с ее цветочным лепным декором, невольно возникает образ девушки в венке из полевых цветов с картины одного из русских художников.


Словом, в зависимости от образа было придумано уникальное решение по архитектурному освещению для каждого из семи объектов. А если еще точнее, в основу светового сценария были положены не только образы, но и колорит картин тех художников, которые особенно удачно работали со светотенью. К замечательной плеяде русских живописцев немецкий автор добавил выдающегося нидерландского художника Яна Вермеера, чья работа «Девушка с жемчужной сережкой» — просто гимн светотени.


— Эта картина — наилучшее учебное пособие для светодизайнера, — считает наш собеседник.  


 


Нет «световому мусору»!

Перед тем как начать разработку новой концепции, как рассказал нам Карстен Винкельс, была проделана колоссальная подготовительная работа. Тщательно изучалась поверхность материалов, которыми отделаны высотки. Исследовалась их отражающая способность. Анализировался силуэт города: авторы пытались понять, какие здания находятся рядом с высотками и в чем «перекрывают» их по цветности и зрелищности.


— Мы рассматривали сталинские высотки в трех уровнях: ближнем, среднем и дальнем, — поделился подробностями Винкельс. — И в любом приближении придуманное нами освещение должно было работать безупречно.


— В последние годы в столице построено немало других знаковых зданий, и часто в секторе визуального присутствия сталинских высоток доминируют совсем другие объекты, — продолжает наш собеседник. — И это обязательно нужно было учитывать.


Новое освещение призвано сохранить узнаваемость легендарных высоток, их доминирующие позиции, несмотря на «кричащее» окружение.


По словам автора новой концепции, очень сильно мешало рекламное освещение, которое здорово портило ночную картину города. Но, к счастью, в последнее время его становится все меньше: городские власти активно работают над тем, чтобы убрать с улиц города «световой мусор».  



Главное здание МГУ на Воробьевых горах


 


Светить всегда. Но по-разному


Еще недавно специалисты в области архитектурного освещения могли работать только с двумя типами освещения: заливающий свет (белый или желтый) и выделение деталей с помощью прожекторного света.


Сейчас палитра светохудожников невероятно расширилась. Появился многообразный цветной свет. Современное осветительное оборудование позволяет регулировать даже чистый белый свет, «рисуя» светом как кистью.


— Сегодня с помощью одной лишь светотехники, новейших светодиодных светильников, можно добиться буквально художественного уровня наложения света и тени, — восхищенно делится с нами Карстен Винкельс. — Именно этим мы воспользовались на здании гостиницы «Ленинградская», разработав ступенчатое освещение объекта с последовательным повышением освещенности кверху, вплоть до шпиля.



Жилой дом на Котельнической набережной


А для знаменитого жилого дома на Котельнической набережной авторскому коллективу было предложено отработать еще и детальное освещение цокольной зоны.


— Вообще, мы не сосредоточивались только на повседневном освещении, — добавляет Карстен Винкельс. — Предложили варианты еще и для выходных и праздничных дней. И даже цветодинамическую модель для разного времени суток…


И теперь, если проект осуществится, шпили московских высоток будут розоветь в утренние часы, имитируя восход солнца (в нашем неулыбчивом, малосолнечном климате это будет иметь даже оздоравливающий эффект), а ночью освещенными будут оставаться только шпили (картинка: город спит).


Сейчас творческий коллектив находится на стадии создания технологической карты для управления светильниками. Ну а попутно решается задача сокращения расхода энергии на ночное освещение. Кстати, это сейчас очень востребованное направление в светодизайне: темы энергоэффективности пока никто не отменял.  


 


Слово за властями

Прежде чем принять окончательную версию проекта, авторы посоветовались с архитектурной общественностью столицы. В Москомархитектуры по этому поводу состоялась встреча. И, надо сказать, подавляющему большинству ее участников представленная Винкельсом концепция понравилась.


Архитектор и светодизайнер — эти две профессии помогают или мешают друг другу, интересуемся мы у Карстена Винкельса.


— Лично мне то, что я архитектор, помогает, — отвечает немецкий специалист. — Я как бы «считываю» город, оцениваю его с архитектурной точки зрения. Вижу доминанты. На конкретном объекте очень важно понимать стилистику. Для светодизайнера, безусловно, необходимо хорошее художественное образование, знание истории искусства. А еще —определенные технические знания.


Вполне возможно, уже очень скоро мы воочию увидим световые решения для высоток, придуманные Карстеном Винкельсом. Осталось совсем немного — воплотить проект в жизнь. Теперь слово — за столичным правительством.


Елена МАЦЕЙКО   


 


Экспертное мнение

Николай Шумаков, президент Союза московских архитекторов:


— Были такие времена в жизни столицы, кстати, совсем недавние, когда на всю Москву горела чуть ли не одна лампочка. Я сейчас, конечно, утрирую, но хотелось бы, чтобы была понятна тенденция. Одним словом, ночью столица просто тонула в темноте.


И вот буквально за несколько лет все кардинальным образом изменилось. Зажглось все и сразу! Теперь Москва буквально полыхает. Ярко. Эффектно. Другое дело, всегда ли корректно, грамотно продумано это освещение?


Наш фестиваль «Световая архитектура», инициированный Союзом московских архитекторов, мы как раз организовывали с таким прицелом: понять, что на самом деле происходит с архитектурным освещением в столице. Фестиваль показал, что не все у нас так уж плохо. Но, разумеется, есть и проблемы, связанные, например, с применением новейших световых технологий, воспитанием художественного вкуса у специалистов, занимающихся архитектурным освещением.


Думаю, задача Союза архитекторов на поприще световой архитектуры сегодня заключается и в том, чтобы инициировать воспитание грамотных специалистов, профессионалов в области светодизайна.


Именно поэтому мы пригласили выступить на нашем фестивале признанного специалиста в сфере светового дизайна — немецкого светового архитектора Карстена Винкельса. Его новая концепция архитектурного освещения сталинских высоток, представленная на нашем фестивале, потрясла даже меня. Считаю, что это блестящая работа.


Конечно, с одной стороны, это выглядит немножко необычно и странно: гениальный проект подсветки зданий, по сути, воздвигнутых в ознаменование Победы над фашистской Германией, предлагает немецкий архитектор из ФРГ. Но если отвлечься от таких аллюзий и посмотреть только на профессиональную сторону, то здесь мы видим в первую очередь прекрасное воплощение идеи.


В проекте мощная теоретическая подложка. Здания сталинских высоток — очень непростые по силуэту, многоплановые. И для их освещения автор предложил весьма сложный, многослойный световой сценарий. Наши высотки одним приемом не возьмешь: тут нужен и заливающий свет, и скользящий, и точечный.


А какая работа с цветом! С его оттенками. Со светотенью…


Вот так и нужно освещать сложные объекты — вдумчиво, творчески, с огоньком.


Записала Елена МАЦЕЙКО



Источник

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *